Отчет о проведения стратегической экспертной сессии (форсайта) «Направления стратегического развития города Нерчинск»

Отчет

о проведения стратегической экспертной сессии (форсайта)

«Направления стратегического развития города Нерчинск»

 

Содержание отчета

 

Наименование раздела

№ стр.

  1. Место и время проведения форсайта

2

  1. Цель форсайта

2

  1. Методика проведения форсайта

2

  1. Состав участников форсайта

2

  1. Определение объекта форсайта

2

  1. Уникальности объекта

4

  1. Дефициты объекта

5

  1. Субъекты, оказывающие влияние на стратегическое развитие города Нерчинска

6

  1. Тренды, выявленные участниками в ходе форсайта

6

  1. Угрозы субъектам в ходе реализации трендов

7

  1. Возможности субъектов в ходе реализации трендов

9

  1. Инструменты нейтрализации угроз: политики, форматы и технологии

11

  1. Инструменты развития возможностей: политики, форматы и технологии

13

  1. Наиболее важные с точки зрения участников форсайта угрозы и возможности

15

  1. Перспективные точки роста, выявленные в ходе анализа угроз, возможностей, предложенных политик, форматов и технологий

16

  1. Зафиксированный образ будущего города Нерчинск

17

  1. Перечень проектов, программ и иной активности, предлагаемый участниками форсайта

18

  1. Рекомендации по дальнейшей организации работы:

22

  1. Рекомендации по организации проведения форсайта:

23

  1. Данные составителя отчета

23

 

 

 

  1. Место и время проведения форсайта

Форсайт-сессия для Администрации города Нерчинска, представителей бизнес-сообществ, некоммерческих организаций, активной общественности города стратегической экспертной сессии (форсайта) «Направления стратегического развития города Нерчинск» проведена 26 и 27 апреля 2019 года в читальном зале Нерчинской районной библиотеки по адресу г. Нерчинск, улица Погодаева, д. 101.

 

  1. Цель форсайта

Спроектировать приоритетные направления развития, определить возможные угрозы и потенциал развития города Нерчинск.

 

  1. Методика проведения форсайта

Rapid Foresight – адаптированная под задачи стратегического развития города Нерчинска версия форсайт-методики, разработанная автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», созданной Правительством Российской Федерации, применяемая Центром развития регионов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) для стимулирования регионального социально-экономического развития.

 

  1. Состав участников форсайта

Группа состояла из 26 человек и работала переменным составом: 26 апреля в 4 группах и 27 апреля в 3 группах с представлением промежуточных и итоговых результатов работы[1].

 

  1. Определение объекта форсайта

Участниками сформировано понятие объекта в рамках Форсайта:

Город Нерчинск: сфера общественных отношений, сконцентрированная в сообществах, организациях, проявляющаяся на территории города Нерчинска в период времени
 до 9 лет.

Участниками выделены границы объекта:

1. Социальные:

 

2. Пространственные: территория города Нерчинска и Нерчинского района

Участники выделили такие объекты, как:

- Библиотечный бульвар;

- микрорайоны «ДСУ», «ДОС», «Стахатка», «Завод», «Студгородок», «Аэропорт», «Нефтебаза», «Надежда, «Читводы», «Каштак (Еврейское кладбище)», «Заготзерно», «Сибирский», «Ленинский», «Птицемаш»;

- район оптовых баз;

- сад Даурского Версаля;

- стадион;

- Березовая роща;

- набережная реки Нерчи, офицерский пляж;

- центральная площадь города;

- свалки;

- исторический центр;

- дачные общества «Рассвет», «Родник»;

- Аллея любви;

- кинотеатр.

 

3. Временные: в горизонте до 9 лет (с делением на 3 периода по три года).

Следует отметить, что группами указаны:

1) как отдельные формализованные местные сообщества и государственные и муниципальные организации, так и неформальные объединения граждан, для которых востребованы такие формы поддержки как финансовая в виде субсидий (грантов), имущественная, консультационная, информационная, образовательная,

 2) места, выходящие за  территорию муниципального образования, что говорит о необходимости инициации и реализации межмуниципальных проектов развития территории.

3) указанный временной горизонт соответствует периоду стратегического планирования, соответственно для муниципального образования станет востребован документ стратегического планирования.

 

  1. Уникальности объекта

Под уникальностями объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, выгодно отличающие объект в настоящее время и ближайшей перспективе от аналогичных объектов (муниципальных образований).

Участниками определены уникальности объекта, г. Нерчинск:

По всем перечисленным пунктам группа пришла к консолидированному мнению, на основании чего они вошли в число уникальностей объекта.

 

  1. Дефициты объекта

Под дефицитами объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, отсутствующие у объекта в настоящее время, или в ближайшем будущем, но присутствующие у аналогичных объектов (муниципальных образований), или заявленные как желаемое состояние объекта.

Участниками определены дефициты объекта:

 

 

  1. Субъекты, оказывающие влияние на развитие города Нерчинска

Под субъектами, оказывающими влияние на развитие города Нерчинска в рамках форсайта понимаются заинтересованные лица, акторы, имеющие независимую позицию и готовые действовать в развитии города для реализации своих интересов

Участниками выделены субъекты, оказывающие влияние на развитие объекта:  

- Администрация города и района;

- учреждения культуры и образования (школы, сады, клубы, ЦРБ);

- медицинские учреждения;

- общественные организации;

- Совет депутатов;

- Музей;

- НОК «Развитие»;

- волонтерские организации и объединения;

- инициативные граждане города;

- Совет предпринимателей;

- Академия огородных наук;

- работники культурной сферы;

- зам. директора Нерчинского краеведческого музея по науке Литвинцев А.Ю.;

- лица, освобождающиеся из ИК;

- представители молодежной группировки АУЕ;

- вандалы;

- АО «Забтэк»

Четыре последних субъекта были выделены группой в качестве оппонентов, т.е. субъектов, оказывающих или способных оказывать негативное влияние на развитие города.

 

  1. Тренды, выявленные участниками в ходе форсайта

Под трендом в рамках форсайта понимается объективный, продолжительный,  устойчивый процесс, тенденция, сложившаяся к настоящему времени независимо от субъектов.

Участниками определены тренды, оказывающие влияние на развитие объекта, которые приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.  Тренды, оказывающие влияние на развитие города Нерчинска

Название тренда

Описание тренда

Горизонт тренда

 1. Демография

Уменьшение численности населения города за счет миграционных потоков, спада рождаемости

до 9 лет

2. Образование

Повышение доступности образования, рост уровня образованности населения, рост интереса к здоровому образу жизни

до 9 лет

3.Научно-технический прогресс

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций, увеличение доли цифровых продуктов

до 9 лет

4. Виртуальность

Увеличение объема информации, накапливающийся в информационных сетях, увеличение числа виртуальных социальных контактов

до 9 лет

 

В процессе форсайта было выявлено 4 тренда, с которыми были согласны все представители группы. По мнению участников, данные тренды сохранят свою актуальность на протяжении 9 лет, что подчеркивает их долгосрочный характер и закладывает основу для характеристики внешней среды при разработке стратегического документа развития города Нерчинска.

 

  1. Угрозы субъектам в ходе реализации трендов

Под угрозами для субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, ведущее к материальным, социальным и иным потерям для субъекта вплоть до полного его разрушения.

Участники обсудили угрозы для субъектов и определили временные интервалы (таблица 2).

 

Таблица 2.  Угрозы для субъектов в ходе реализации трендов развития города Нерчинска

Тренд

Субъект

Угрозы субъекту от тренда

1-3 года

4-6 лет

7-9 лет

Демография

Городская Администрация

Сокращение возможностей бюджета

 

 

Образовательные  учреждения

Сокращение рабочих мест за счет сокращения рождаемости и потребности в данных услугах

 

 

+

Образование

Бизнес

Образованный и информированный потребитель более требователен к качеству товаров и способам приобретения. Предприниматели не смогут конкурировать с интернет магазинами, обанкротятся

+

 

 

Учреждения здравоохранения

Образованное и информированное общество начинает заниматься самолечением, снижается востребованность медицинских услуг, с другой стороны общество предъявляет более высокие требования к работе учреждений и качеству услуг

 

 +

 

Население города

Невостребованность образованных специалистов в системе занятости города

 

+

 

Учреждения образования

Сокращение штата в связи с развитием дистанционного образования

 

 

+

 

 

 

 

 

Научно-технический прогресс

Дети

Современная техника создает угрозу двигательным действиям и физическому развитию детей

 

 

Индивидуальные предприниматели

Не выдерживают конкуренцию с крупными сетями, закрывают бизнес[2]

 

+

 

Учителя образовательных учреждений

Онлайн бучение может оставить обслуживающий и вспомогательный персонал без работы

 

 

+

Наемные рабочие

Появление робототехники ведет к сокращению рабочих мест на производстве

 

 

+

Сотрудники музея, библиотеки, госучреждений

Развитие интернет-услуг ведет к сокращению рабочих мест

 

 

+

 

Население города

Сокращение рабочих мест

 

 

+

Виртуальность

Население

Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья

+

 

 

Учреждения здравоохранения

Онлайн-консультации и диагностики ведут к сокращению поликлинической службы и безработице в данной сфере

+

 

 

Малообразованные жители города

Малообразованные жители, не владеющие технологиями виртуального общения оказались выкинутыми из общения, что способствует одиночеству. С развитием информатизации ограничиваются возможности этих людей

 

+

 

 

В совокупности угрозы при осуществлении трендов, по мнению участников, наносят ущерб всем секторам общества во всех горизонтах планирования: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.

 

  1. Возможности субъектов в ходе реализации трендов  

Под возможностямидля субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, реализация которого дает значительную выгоду.

Участники обсудили возможности для субъектов и определили временные интервалы (таблица 3).

 

Таблица 3.  Возможности для субъектов в ходе реализации трендов в развитии города Нерчинска 

Тренд

Субъект

Возможности субъекту от тренда

1-3 года

4-6 лет

7-9 лет

Демография

Администрация городского поселения

Сокращение расходов бюджета. Меньше населения, меньше проблем с жильем, детскими садами, школами.

 

 

+

Образование

Население

Повышение уровня культуры всех жителей города, посещение учреждений культуры, увеличение количества волонтеров, инициативных групп, общественных организаций.

+

 

 

Государственные и муниципальные учреждения, бизнес

Рост востребованности продуктов культуры, здравоохранения, образования, усиление внимания к здоровому образу жизни, увеличение продолжительности жизни, трудоустройство, повышение качества жизни

 

+

 

Предприниматели

Увеличение доходов за счет востребованности новых товаров и услуг для осуществления здорового образа жизни

 

+

 

Научно-технический прогресс

Нерчинский краеведческий музей«Бутинский дворец»

С появлением интернет-экскурсий сети мировых музеев, возникает возможность выйти на всероссийский уровень.

+

 

 

 

Предприниматели

Сокращение затрат и увеличение доходов.

 

+

 

 

Жители

Возможность удовлетворения потребностей, улучшение качества жизни и здоровья.

Развитие туризма. Расширение услуг. Возможность получения заочного и дистанционного образования. Квалифицированные кадры.

 

+

 

 

Администрация города

Возможность оказывать административные услуги с использованием цифровых технологий.

 

+

 

 

Образовательные учреждения

Повышение качества образования за счет использования новых технологий, аппаратуры.

 

+

 

 

Администрация города, ИП

Уменьшение рабочих мест, уменьшение расходов на заработную плату и прочие выплаты.

 

 

+

Виртуальность

Администрация, жители, бизнес, муниципальные учреждения

Хорошая коммуникативная связь, расширение связи, ассортимента, новизны

+

 

 

Население города

Общение, связи, обмен технологиями

+

 

 

 

Основные возможности администрации города, муниципальным учреждениями, бизнесу и жителям города, по мнению участников, создают такие тренды, как: «Научно-технический прогресс», «Образование»и «Виртуальность». Тренд «Демография» создает, по мнению участников, возможность только для одного субъекта «Администрации городского поселения» и связана с экономией бюджетных средств.

Отнесение участниками возможностей ко всем горизонтам планирования позволяет сделать вывод об ожидании общественностью стратегического подхода к развитию города и осуществлению администрацией города практических шагов по развитию города уже в ближайшее время, а выделение группой субъектов влияния, показывает готовность активного включения участников в данный процесс.

 

  1. Инструменты нейтрализации угроз: политики, форматы и технологии

Для обсуждения управленческих инструментов нейтрализации угроз в ходе форсайта применялись термины «Политика», «Формат», «Технология».

Под политикой в целях форсайта понимается регламентированный способ социального взаимодействия, основанный на нормах права и выраженный в принятии различных нормативных правовых, распорядительных и регламентирующих документов.

Под форматом в целях форсайта понимается устойчивый, сложившийся исторически, традиционный, но не регулируемый нормами права способ социального взаимодействия, основанный на общественно-культурных ценностях, обычаях, традициях.

Под технологией в целях форсайта понимается отделимый от субъектов способ осуществления изменений, основанный на достижениях науки и техники.

Участниками определены инструменты нейтрализации угроз (таблица 4).

 

Таблица 4. Инструменты нейтрализации угроз

Политики

Горизонт управления

Форматы

Горизонт управления

Технологии

Горизонт управления

Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья, одиночество (субъект - население)

Постановление Правительства края о развитии здорового образа жизни.

1-3

 

 

 

Создание дворовых команд игры в футбол и лапту

1-3

 

Создание единого городского портала

1-3

Строительство спортивных объектов (бассейн, детские спортивные площадки, воркауты).

1-3

Курсы  «Общественный тренер» для внештатных сотрудников, инициативных граждан)

1-3

Организация создания граффити с социальной рекламой (не кури, не ей, занимайся спортом).

1-3

Работа клубов по общественным интересам (объединение по интересам, по ЗОЖ, волонтерская деятельность самодеятельное творчество)

 

1-3

Обучение проектной деятельности (гранты)

1-3

Муниципальная программа по созданию детских площадок и уличных тренажеров, комфортных придомовых зон отдыха.

1-3

Распоряжение района о проведении досуговых мероприятий, привлечение разновозрастных групп населения.

1-3

Организация палаточного семейного лагеря или «семейной поляны»

 

1-3

 

Проведение мастер-классов, обмен информацией

1-3

Положение (постановление) Администрации района об организации культурно-массовых и спортивных мероприятий.

1-3

Приказы работодателей об обязательной сдаче нормативов ГТО всеми работниками с учетом медицинских показаний.

1-3

Организация свободных зон wi-fi

1-3

Флэш-мобы и зарядка на городских площадях

1-3

Сокращение рабочих мест (субъект - население)

Распоряжение Администрации района по обучению бизнесу для поиска новых возможностей заработка

 

1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Создание технологий изготовления уникального конкурентоспособного продукта

4-6

Постановление Администрации района о создании центра взаимодействия предпринимателей по гарантированному устройству и обмену кадрами.

4-6

Обучение технологиям стратегического планирования

4-6

Распоряжение Правительства края о гарантиях высвобождаемым работникам (обеспечение другой работой либо социальные гарантии на определенный период, обеспечение материальной помощью)

4-6

Технологии улучшения качества продуктов (эксперименты, исследования)

7-9

Распоряжение Администрации края о строительстве инфраструктуры, мостов, дорог, соц. объектов

7-9

Поиск работы через Интернет. Создание городской цифровой площадки для поиска работы и работников

4-6

 

Для эффективной реализации инструментов нейтрализации угрозы участники определяют все периоды. В краткосрочный период ими предлагается создание Распоряжения Администрации района по организации обучения жителей  бизнесу для поиска новых возможностей заработка. В среднесрочной перспективе группа видит создание нормативных актов, защищающих высвобождаемых работников и гарантирующих им помощь в поиске новой работы и материальную поддержку на данный период.

В долгосрочной перспективе группе хотелось бы видеть строительство социальных объектов.

Таким образом, решения по нейтрализации выявленных ключевых угроз в основном требуют немедленных действий. Так как в большинстве своем лежат в краткосрочной перспективе.

 

  1. Инструменты развития возможностей: политики, форматы и технологии

Для обсуждения управленческих инструментов развития возможностей в ходе форсайта применялись термин

16 октября 2019 года

Все новости